Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, счастливым. Поэтому, зачастую, родители очень много времени уделяют интеллектуальному развитию своего ребенка, отдают ребенка в многочисленные кружки и секции. Такая занятость создает впечатление родительской активности, частично снимает ощущение родительской некомпетентности.
Ребенок делает успехи в интеллектуальной сфере, его достижениями можно гордиться. Но что же происходит с эмоциональным развитием ребенка? Получает ли он удовольствие от своих достижений? Или это желание угодить родителям в надежде заслужить их любовь?
Никакие навыки и достижения не дают ощущения полноты и смысла жизни. Эмоциональное развитие и развитие интеллекта — это две разные линии развития, взаимосвязанные между собой. Развитие их обеих ведет к стимулированию друг друга. А отставание в эмоциональном развитии, ведет к обеднению и интеллектуальных функций (и наоборот). Эмоционально благополучный ребенок учится как — будто играючи, все легко осваивает.
Часто признаками эмоционального неблагополучия могут служить плохое поведение ребенка, частые болезни, сложности социальной адаптации.
Ребенок, с рождения и далее, проходит последовательно стадии развития, преодолевая трудности и решая задачи каждой из них. Но если на каком – либо этапе развития ребенок столкнулся с неразрешимыми трудностями, то возникает фиксация на этой стадии развития. Ребенок все время будто бы возвращается в тот возраст, когда произошла травма, взаимодействует с миром средствами, присущими тому возрасту. Эмоциональное развитие тормозится пропорционально силе полученной травмы. Часто это торможение отражается и на интеллектуальном развитии.
Игра – это естественное средство самовыражения у детей. Дети, играя, «проигрывают» свои чувства и проблемы. Выбор ребенком игры стимулируется внутренним процессом. Разыгрывая в символической форме пугающие или травматические переживания, меняя результаты игры, ребенок продвигается к разрешению внутреннего конфликта, и ему лучше удается справиться с проблемой или приспособиться к ней в реальной жизни. Работа в игровой форме помогает и стимулирует ребенка к:
-
исследованию и пониманию собственных чувств;
-
укреплению чувства уверенности в себе;
-
стимуляции творческого мышления;
-
свободному выражению эмоций и мыслей;
-
развитию умения справляться с противоречивыми чувствами;
-
формированию положительной самооценки;
-
развитию ответственности;
-
установлению внутренних границ.
Развитие – это процесс изменений, последовательный и динамичный. Здоровая психика – саморазвивающаяся система, находящаяся в постоянном изменении. Развитие не может протекать без сложностей и их преодоления. Преодолевая трудности, личность становится более зрелой, сильной. Важно, чтобы ребенок решал проблемы, актуальные для его возраста и имел запас жизненной энергии, позволяющий справиться с возникшей проблемой
В своих играх в кабинете психолога ребенок демонстрирует внутренний конфликт. По содержанию игры психолог устанавливает, на каком этапе эмоционального развития произошла травма, насколько глубок внутренний конфликт. Регрессируя к тому этапу развития, на котором случилась фиксация и, проигрывая ситуации, связанные с «запретными» чувствами, ребенок имеет возможность проиграть волнующую ситуацию много раз, смоделировать ее в конструктивной форме. При этом ребенок освобождается от наносящих ущерб его личности враждебности и тревоги и начинает ощущать себя, как уникальную личность.
Вместе с психологом ребенок исследует свои переживания по отношению к себе и к миру, выявляет происхождение таких отношений и подходит к возможности их изменения. В ходе работы психолог контейнирует чувства ребенка, то есть принимает и выдерживает эти переживания.
В процессе терапевтической работы с детьми восстанавливается нормальный ход их эмоционального развития. В результате для ребенка становится посильна психическая переработка нового опыта. Ребенок часто преодолевает отставание в развитии, высвобождаемая энергия может быть использована для достижения конструктивных целей. В ходе работы происходит:
-
развитие эмоциональной сферы ребенка;
-
развитие коммуникативных и социальных навыков ребенка;
-
проработка травматических переживаний;
-
самовыражение ребенка, раскрытие собственных возможностей;
-
анализ ребенком событий внешнего мира и их осознание;
-
обогащение индивидуальности за счет творческого самовыражения;
-
самопознание;
-
личностный рост ребенка;
-
оптимизация детско-родительских отношений.
Продолжительность работы с каждым ребенком индивидуальна. На результат работы и ее продолжительность влияют:
-
насколько сильной была травмирующая ситуация;
-
возраст ребенка при травматизации, текущий возраст ребенка;
-
набор психологических защитных механизмов, имеющихся в арсенале ребенка;
-
текущая семейная ситуация, в которой находится ребенок;
-
включенность родителей в эмоциональные проблемы ребенка;
-
набор психологических защитных механизмов, используемый родителями.
В среднем продолжительность терапевтической работы колеблется в пределах от 6 месяцев до 3 лет. При глубоких травмах возможны более длительные сроки работы.